12/03/2011

Курение из подражания

Проблема курения в голливудском кино является одной  из самых острых в сфере этики product placement. Согласно  данным британского медицинского журнала Lancet, product  placement табачных компаний в кино негативно влияет на  молодежь. Подражая героям фильмов, американские подростки начинают курить. При этом чем больше сцен с сигаретами они видят, тем выше вероятность копирования  подобного поведения.
Эффект накопления информации о  ролевых моделях приводит к тому, что те молодые люди,  которые видели много сцен с курением, начинают курить в  три раза чаще тех, кто не имел доступа к подобной видеопродукции.  В голливудских фильмах прослеживается тенденция использования негативных персонажей для product placement  табачной продукции. Однако психологи убеждены, что вне  зависимости от характера персонажа дети и молодежь,  которые видят своего Кумира с сигаретой в руке, неосознанно копируют увиденную модель, подстраиваясь под  предлагаемую модель социального поведения. Установлено,  что половина подростков начали курить под воздействием  экранных образов.
Самые яростные борцы против использования сцен курения в голливудских фильмах, такие как Американское  общество борьбы с раком, уже много лет выступают с предложением к Ассоциации игрового кино об автоматическом  присвоении рейтинга R всем картинам, где присутствуют  сцены с курением сигарет. Рейтинг R обычно присваивается фильмам, предназначенным для просмотра лицами старше 17 лет или в сопровождении родителей. Подобные тре- бования не дали пока желаемых результатов. Единственной  уступкой, на которую пошла Ассоциация, стало правило,  согласно которому рейтинг R будет присваиваться фильмам, где курение носит повсеместный характер и служит  популяризацией этой вредной привычки.
 40 % американских школьников курят. Согласно исследованию медиков Дартмутской медицин- ской школы (Ганновер, штат Нью-Джерси, США) 38 из  100 американских тинейджеров закурили, подражая киногероям.
«В последнее десятилетие сигареты Malboro  были  показаны, по крайней мере, в 28 наиболее кассовых голливудских фильмах, а это рекорд, который недоступен даже  для наиболее преуспевающих кинозвезд Голливуда. Для некурящих подростков, чьи любимые киногерои часто курят  на экране, шанс того, что в будущем у них будет положительное отношение к курению, повышается в 16 раз. Вероятность того, что дети сделают попытку закурить, в три раза  выше для тех детей в возрасте 11-14 лет, которые смотрели  фильмы, в которых много курят. В период с 1996 по 2000 гг.  в 80 % наиболее кассовых фильмов имели место сцены с курением, а в 1990-х годах использование табачных продуктов в фильмах увеличилось на 50 %». 
Многочисленные споры вокруг этичности табачного product placement и международные инициативы межправительственных и общественных организаций дают положительные результаты. Число фильмов с product placement  сигарет медленно снижается, чему способствует не только  ужесточение системы присвоения рейтингов, но и инициативы самих знаменитостей.
Так, например, показ фильма «Гарри Поттер и тайная  комната» предварялся демонстрацией рекламного видеоролика «Не бойся сказать нет». Антитабачная кампания при  участии американского музыканта Moby,  канадской группы В4-4 была рассчитана на самую уязвимую категорию —  12-18-летних подростков, больше всех подверженных неэтичной рекламе табачных компаний. Звезды шоу-бизнеса  и образ Гарри Поттера, кумира именно этой возрастной  группы, сделали смелую попытку удержать подростков от  никотиновой зависимости.

Комментариев нет:

Отправить комментарий